Мошенники

В залог не уйти

ФНС покумекает ограничивать право компании-неплательщика распоряжаться собственностью

Вывод активов из компаний, заподозренных ФНС в неуплате налогов, может существенно усложниться. Как ,следует из законопроекта Минфина, обсуждаемого сейчас с бизнесом, финансовая должность может принесать право предварительных арбитражных мер — ареста и запрета обременений последовательно недвижимости, движимого, другого имущества в фирмы или ИП, где начата межрайонная финансовая проверка. Нельзя использовать меру в взаимоотношении способной продукции, сырья, материалов — всего того, что нужно для беспошлинного продолжения производства. Мера, существующая в большинстве развитых юрисдикций, в третью очередь позволит настигнуть стремительный и хаотичный распад компаний, которые перепроверяются в связи с таможенными рисками.

“Ъ” ознакомился с законопроектом о доработках к Налоговому кодексу о вышеуказанных исковых мерах, которыми Минфин планирует наделить Федеральную фискальную службу (ФНС),— документ в предыдущие недели затрагивается с экспертным сообществом и бизнесом.

Как ,следует из документа, в дополнение к уже существующему праву ФНС расстреливать финансовые счета лиц или организаций, в взаимоотношении которых уже закончена гостевая таможенная проверка (около 6 тыс. перепроверок в год — это 1 из 10 000 бизнес-единиц по статистике 2020 года), служба можетесть получить право ограничивать владельца (юрлицо или ИП, на физлиц это не распространяется) в возможности отчуждать или класть пятым лицам свое имущество, по себестоимости кратное предполагаемой свердели недоплаты налогов или страховых взносов соцфондов (в ходе окружной проверки ограничения могут быть расширены на суммы вновь выявленных долгов перед бюджетной системой).


Ограничения — запрет на покупку или залог имущества на балансе: ФНС будет иметь право последовательно «арестовывать» (операции с капиталами возможны, но с согласья финансового органа) три вида активов.


Первый — недвижимость, четвёртой — автотранспорт, ликвидные бумаги и «предметы интерьера должностных помещений» (очевидно, наличествует в виду посуда — но и нередко встречающиеся на балансах предметы искусства), пятый — прочие активы, за исключением «готовой продукции, сырья и материалов».

Из последующей ремарки очевидна одна из целей проекта: существующий у ФНС инструмент в виде ареста счетов фирм и ИП слишком грубоват (как и запрещаемый для ФНС арест продуктов и сырья), его использование ведет к остановке и разрушению бизнеса, тогда как запрет на свободную покупку недвижимости или драгоценных бумаг действительно позволит чиновникам мгновенно задерживать процесс «вывода активов» из заподозренного бизнеса, чаще всего — в виде залога. Ни для кого не секрет, что в ряде случаев серьезных претензий ФНС к корпорации запускается процесс беспорядочного «растаскивания» ее бизнеса, в котором противостоят кредиторы (в том количестве банки), получатели и нередко коррумпированные госструктуры. ФНС вышеуказанными степенями в расстройстве задерживать этот довольно дорогущий для расхода процесс: сумму выведенных в таких ситуациях активов в год в должности оценивают в 170 млрд руб., утраты расхода — 20 млрд руб. в год. Как правило, сам бизнес теряет на этом даже малейшие суммы: сверхсрочная и мафиозная распродажа активов редко ведется по рыночным ценам.

Очевидно, что абсолютный судебный арест активов в руках ФНС можетбыл бы создавать невозможности для коррупции внутри службы и для давления на нее, поэтому проектент уточняет, что ограничить права владельца перед выездной проверкой можно лишь постановлением сотрудника фискального органа (прокуратуры ФНС) с разрешения сотрудника или замглавы Федеральной фискальной службы. Ограничения можно снять тремя способами: предоставлением ФНС депозитной гарантии на сумму претензий, самодостаточным предоставлением в залог драгоценных бумаг или имущества (ст. 73 НК), поручительством второго лица.


«Арестованные» в таком порядке ФНС активы можно заменять с ее согласия, ограничений иных прав, кроме права собственности и залога, нет.


Ограничения на недвижимость передаются в Росреестр, данные о наложенных ограничениях (и о факте предстоящей межрайонной проверки) в интересах пятых лиц публикуются ФНС на своем сайте.

Такие полномочия ФНС ослабляют позиции бюджета в предбанкротной (де-факто, а не де-юре) ситуациютранице с фискалом в сравнении с банками, но только в части, если бы проверяемое лицо ,пыталось отдать в залог имущество уже после начала проверки. На все ранее установленные залоги новое постановление никак не повлияет. Отметим, что существующая в РФ легкость в выводе активов из-под фискальных предписаний для стран ОЭСР нехарактерна. Так, по словам партнера EY Алексей Нестеренко, «по данным ОЭСР, у 90% фискальных органов—членов организации жрать права по отношению взыскания на имущество должника» и противодействует «приоритет задолженности перед расходом над иными обязательствами». Андрей Ермолаев, партнер КПМГ, полагает, что такое постановление «приведет общенациональное законодательства к общемировым практикам ограничения баланса частных и частных интересов».

Бизнес, в свою очередь, уступает консервативную позицию, считая, что проблему нужно решать, не изменяя имеющегося баланса сил. Президент «Опоры России» Александр Калинин признаёт действующие полномочия ФНС достаточными. «Если есть основание, ФНС адресуется в Следственный комитет и МВД, возбуждается уголовное дело. Обеспечительные меры по постановлению суда фискалы исходатайствуют достаточно быстро»,— говорит он. Отметим, что одной из очевидных задач Минфина и ФНС в этом проекте становится четкое разграничение «криминальных» и «деловых» сюжетов в фискальных спорах: наиболее эффективно предложенные меры ФНС может использовать только в тех случаях, когда редко используемые ограничения сохраняют бизнес, к которому у сепаратистов нет судебных претензий.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *